Индустрия мобильного кино

Секреты создания малобюджетого веб-сериала

Саймон Хоррокс (Simon Horrocks) — мастер создания фильмов без особых затрат. Его нынешний проект «Silent Eye» — малобюджетный веб-сериал, распространяемый на Amazon. Вы можете узнать намного больше про методы Саймона из видео под названием «Создание научно-фантастического фильма без бюджета» (Making a SciFi Movie with No Money). В приведенном ниже интервью журналу Mobile Moviemaking он дает ряд ценных советов для рачительных режиссеров, но самый главный секрет не имеет ничего общего ни с кастингом, ни с выбором места съемки, ни со снаряжением. Для Саймона Хоррокса самым сложным оказалось преодолеть свой страх.

— Что привело вас в кино?

— Когда мне было лет семь, я хотел стать режиссером. В моих дневниках тех лет попадаются рисунки стандартной 8-миллиметровой камеры на штативе, которую мне купил отец, или краткое содержание фильмов, которые я смотрел в кинотеатре — например, «Snowball Express». За несколько недель я написал сюжетную линию этого фильма так, как я ее запомнил. Это было в 1970-х годах, поэтому я не мог скачать фильм из интернета или посмотреть DVD, чтобы освежить память. Позже, в колледже искусств, я купил себе камеру формата Super 8mm и снял пару короткометражек с Джонатаном Глэйзером (Jonathan Glazer). После того, как мне не удалось попасть в киношколу, я подумал о том, что нужно войти в кинобизнес с самых низов и оттуда начать путь к вершинам. Но из-за парализующего страха и отсутствия чувства собственного достоинства я даже не решился пробовать. Вместо этого я 20 лет проработал звукорежиссером и писал сценарии только в свободное время. Я написал несколько сценариев, но ничего стоящего не получилось. К 40 годам я пришел с диагнозом «депрессия», и в итоге начал заново искать свое место в жизни. Я задал себе вопрос, почему я делаю так много бессмысленных вещей, и понял, что страх мешает мне снимать фильмы.

— Как это помогло вам найти свой путь?

— Я решил: хватит ждать, что кто-то даст мне денег на кино, поэтому я взял и написал сценарий полнометражного фильма «Третий контакт» (Third Contact), купил камкордер, пригласил несколько помощников и начал снимать. Я ощутил себя в совершенно эпическом путешествии, и даже написал книгу о том как нашёл себя. Я никогда не собирался ее публиковать, но в итоге отредактировал и превратил в длинный пост в блоге. Пока я занимался распространением этого фильма, в Швейцарии я встретил Андреа Холле (Andrea Holle). Она рассказала мне о своей идее фестиваля для фильмов, снятых на смартфон, и мы вместе создали Mobile Motion Film Festival.

— Как вы развивали свои кинонавыки?

— Академический путь познания для меня всегда был бесполезен. Я не могу целыми днями корпеть над написанием эссе о фильме, чтобы узнать, как его снять. Кроме того, я немного бунтарь. Если кто-то начнет говорить мне: «Вы должны сделать это именно так», у меня сразу же возникает вопрос «Почему?», и начинается поиск альтернативных методов. Я начал снимать «Третий контакт», хотя не работал с камерой со времен 8-миллиметрового детства. Я понятия не имел, какие ракурсы выбрать, чтобы затем соединить их и создать сцену. Поэтому я отснял горы материала в надежде, что смогу что-то выбрать. Съемка продолжалась более года.

Самостоятельно монтируя фильм, я научился быть намного эффективнее. Я научился снимать кино. «Третий контакт» стал моей киношколой. Вспоминая 2012 год, могу сказать, что способов обучения тогда было немного. Сейчас я трачу много часов на просмотр уроков на YouTube, эта платформа стала сегодня невероято полезным ресурсом. Кинопроизводство подобно любому другому искусству — вы учитесь своему ремеслу, делая это, а не изучая. Вы не учитесь плавать, читая книгу о плавании. Вам просто нужно нырнуть и грести, пока не получите нужные навыки. Чем больше вы узнаете на практике, тем громче будет звучать ваш голос в искусстве.

— Как вам пришла идея сериала «Silent Eye»?

— У меня нет желания создавать научную фантастику на базе CGI (computer-generated imagery), когда упор делается на зрелищность. Меня больше интересует, что технология говорит о нас. Я написал много сценариев для полнометражных фильмов. Проблема в том, что для съемки художественного кино требуются годы, даже если вы делаете его сами. Поэтому у меня были тонны научно-фантастических сценариев, положенных на полку. Поскольку я помогал запустить Mobile Motion Film Festival, я решил, что должен сделать фильм с помощью смартфона. Я написал сценарий о музыкальном бизнесе, который нужно было снимать на телефон, и попытался собрать 30 000 фунтов стерлингов на Kickstarter. Мы не смогли достичь этой цели, поэтому я решил — черт возьми, нужно просто снять короткометражку! В голове щелкнуло: у меня есть все эти классные идеи для разных историй, не нужно писать новые. Почему бы не сделать сериал-антологию?

— Можете ли вы рассказать как получать беньги от онлайн-дистрибуции?

— У Amazon и YouTube есть главный плюс — огромное количество зрителей. Хуже то, что они завалены контентом, ведь очень легко выложить там свою работу. Дистрибьюторы знают, что нет нужды платить много. Поскольку Amazon снизил ставки для фильмов с низким просмотром, я думаю, что зарабатываю больше денег с YouTube. Создателям фильмов пора изменить свой образ мышления. Цифровая дистрибьюция, в сочетании с активным воздействием на потенциальных зрителей в социальных сетях лучше всего работает с постоянно пополняемым, регулярным контентом. Вот почему трудно добиться успеха с художественным фильмом, который снимается 2-3 или более лет.

Как вы пришли к идее «Вы были выбраны» (You Have Been Chosen)?

— Еще в 2014 году, после того как я закончил свой эпический «Третий контакт», я взялся за сценарий к новому полнометражному фильму «Наставник» (The Mentor). Это был псевдодокументальный фильм о социальном эксперименте, в котором что-то пошло не так. В центре эксперимента находилась женщина, которая согласилась позволить мужчине-наставнику принимать за нее все решения, чтобы убедиться, что она будет более успешной. Я переписал сценарий два раза, но все равно не был доволен на 100%, поэтому отправил черновик на полку. Когда я пришел к идее сериала Silent Eye, то подумал о том, как можно сделать эту идею “Наставника” в коротком метре. Я поменял персонажа-наставника на мобильное приложение под названием “Решатель” (Decider). Затем сократил сценарий до 10 страниц. История полностью отличается от «Наставника», за исключением центральной идеи.

Почему вы решили снимать смартфоном, а не с традиционной камерой?

— Что бы вы ни снимали, есть компромиссы и ограничения. Что подходит вам? Что подходит вашему сюжету? Когда кто-то в видеоролике на YouTube сравнивает iPhone X и Arri Alexa, они анализируют только качество изображения, которое, конечно же, всегда будет проигрывать. Что мы никогда не увидим, так это человека который случайно заметив прибывающий на вокзал поезд вдруг начнет его снимать, не ожидая разрешений и согласований, держа тяжелую установку Arri, со штативами, светом, объективами, звуком и съемочной группой из 6 человек. В этой ситуации смартфон выигрывает с отрывом в километр. Вы должны спросить себя: «Мешает ли моя зависимость от этой большой камеры снимать фильм?» Или «Мешает ли это сделать мой фильм так, как я хочу?». Я мог бы написать книгу о своем опыте создания малобюджетных фильмов, снятых на 16-миллиметровые или профессиональные камеры. Когда мы снимали «Космос» (Kosmos), у нас была съемочная группа с большим грузовиком, полным снаряжения. Кажется, что так должен делаться «правильный» фильм, но для меня это было все равно что надеть смирительную рубашку. Прежде чем я снял «Третий контакт», я услышал, как Дэвид Линч рассказывал о создании «Внутренней империи». Он говорил, насколько свободнее чувствовал себя, используя маленькую цифровую камеру. Как он наслаждался съемкой, не объясняя каждый шаг главному оператору. Слушая его, я думал, что это очень креативно. Это чистый Линч. Я бы предпочел смотреть что-то столь же креативное, как его снятый на SD-камеру фильм, чем что-то менее творческое, но со всем комплектом оборудования и с командой в 50 человек.

— Почему вы решили снимать на Samsung S8?

— Этот телефон лежал в моем кармане, и у него отличная камера. Как вы можете догадаться, я не фанат гаджетов. Я почти не интересуюсь спецификациями оборудования. Меня интересует только то, что инструмент может предложить мне как художнику. Я не думаю, что вас должно останавливать отсутствие iPhone, Samsung, OnePlus или какого-то другого бренда. Если на экране происходит что-то невероятное, движущееся, захватывающее или заставляющее задуматься, никто не спросит о том, какую камеру вы использовали.

Не могли бы вы рассказать о своем оборудовании?

— Я использую микрофон Sennheiser 416. Это была самая дорогая вещь, которую я купил для создания «Третьего контакта». Но я много лет работал звукорежиссером и записывал аудио, поэтому понял преимущества хорошего звука. Запись аудио по-разному работает с визуальными изображениями. Вы можете экспериментировать с картинкой, чтобы достичь разных целей. Со звуком возможностей меньше, поэтому его нужно сразу записать как можно чище. Единственное оборудование Rode, которое я применял, это микрофонная удочка и крепление. Я использовал H4n Zoom, который купил для создания «Третьего контакта» — 10 лет назад! Также от съемок «Третьего контакта» остался небольшой светильник-редхед. Друг нашел его за шкафом на BBC. Фонарь собирались выбросить, поэтому я его забрал и купил для него опору (за 25 фунтов стерлингов). У нас было несколько отражателей и светодиоды с автономным питанием, которые можно закреплять на столах или спинках стульев.

Что-нибудь покупали специально для съемки со смартфона?

— Стабилизатор Zhiyun Smooth-Q и объектив-адаптер Anamorphic Labs от Moondog Labs с 37-миллиметровым зажимом. В качестве противовеса для объектива я использовал 3 монеты по 1 фунту, которые прилепил клеем Blu Tack.

Не могли бы вы рассказать о кастинге?

— Когда у меня возникла идея сериала, первым человеком, с которым я разговаривал, была Зои Каннингем. Мы говорили о совместной работе в течение нескольких лет после того, как она появилась у меня в «Космосе». Ей понравилась идея, и она была рада помочь с продюсированием. Поэтому я писал «Ты был выбран» (You Have Been Chosen) имея ее в виду, а также зная, что у нее есть доступ к офису, где она работает! Зои помогла найти остальных актеров. Она сделала предложение Эми, Седифу и Ричарду, которые уже работали с ней раньше. Ричарда, который играет Ли, я встречал во время работы в кинотеатре IMAX несколько лет назад. Марк, который играет уборщика, вошел в команду, когда человек, которого мы подобрали ранее, не смог принять участие. Марк приехал, чтобы помочь на съемках, а оказалось, что стал актером! Также он записывал звук. Как и Скотт, который играет бариста в кафе.

Таким образом, актер может дать больше, чем просто актерские способности.

— Когда вы делаете предельно малобюджетный фильм, хорошее подспорье, если в его производстве участвуют все, включая актеров.

— Не могли бы вы кратко рассказать о своем методе руководства актерами?

— Это может показаться очевидным, но очень важно тщательно подумать о том, что актер привносит в свою роль в фильме. Плохой кастинг может испортить отличную историю, но если нашли правильных людей — вы уже на полпути к хорошему результату. Я никогда не репетирую перед съемкой, но мой первый шаг — спросить ведущего актера, как он будет создавать своего героя. До этого фильма я встретился с Зои, и мы обсудили всех персонажей и сцены. Зои сама прошлась по сценарию, записав, как ее персонаж будет чувствовать себя в каждый момент фильма. Я выступал с предложениями, если считал, что какие то вещи могут сработать лучше. Каждый актер действует по-своему и нуждается в различной помощи.

— Это сработает для людей без специального образования?

— Пол, который играет босса Фионы, никогда раньше не был актером. Я просто знал его как участника прошлых кампаний по сбору средств. Он очень подходил на роль напуганного босса, поэтому мы встретились в Лондоне и обсудили характер и действия в целом. Я попросил Пола снять себя, играющего своего героя, используя телефон. На основе этих видео я задал ему направление. Каждый человек в душе актер. Мы проводим весь день, инстинктивно играя роли. Общество требует, чтобы мы не выпускали наши самые сокровенные мысли, когда находимся в офисе или встречаемся с друзьями. Мы стараемся быть любимыми, мы пытаемся быть забавными, мы хотим войти в общество, поэтому все мы взаимодействуем. Но в фильме вам нужно сделать это по команде. Если я работаю с тем, кто никогда не делал этого раньше, я постараюсь помочь им получить доступ к имеющимся навыкам, которые они бессознательно используют каждый день.

Можете рассказать о местах съемки?

— Офис выглядит действительно круто, особенно верхний этаж со стеклянной крышей. Нам разрешили снимать там в нерабочее время. Кафе в самом начале фильма находится на первом этаже офиса Зои. Гостиная Стюарта расположилась в квартире, принадлежащей моему старому школьному другу. Он любит участвовать в моих фильмах и всегда снимается в массовке. Я хотел чего-то скромного и загородного, поэтому его дом хорошо подошел. Спальня Фионы принадлежит моим соседям по квартире. Они — супружеская пара, которым удается уместить большую часть того, что у них есть, в этой комнате. Колоссальный беспорядок делает ее отличной визуальной метафорой хаотического и нерешительного ума Фионы.

— С какими проблемами вы столкнулись во время производства?

— У нас было несколько проблем. Хотя кафе было закрыто, в часы съемки в нем делал уборку парень с огромным, шумным, промышленным полотером или чем-то еще. Также нельзя было отключать кондиционер. Разговор между Фионой и ее другом должен был состояться в кафе, но там было слишком шумно. Поэтому мы поднялись наверх в комнату для персонала, быстро передвинули столы и стулья и добавили горшок с растением, чтобы интерьер выглядел похожим на кафе. Но самым большим препятствием стала кража моего телефона после первого дня съемок. Я возвращался домой и собирался выгрузить отснятую часть видеоматериала. Я почти не ел в тот день, поэтому в раздумьях задержался на улице, пытаясь решить, где поесть — эх, если бы у меня было приложение “Решатель”, как в нашем фильме! Двое парней на мотоцикле подъехали и вырвали у меня из рук телефон. Мы потеряли половину кадров, отснятых в тот день, и нам пришлось отменить следующий день съемок, поскольку снимать было нечем. К счастью, Samsung предоставил нам новый телефон, и мы закончили съемку через месяц.

— Когда выйдет второй эпизод?

— Планируем выпустить его в сентябре.

Вы можете следить за творчеством Саймона Хоррока через Twitter , YouTube и Facebook .
Полезные ссылки из интервью:

Оригинал интервью http://mobilemoviemaking.com/secrets-for-making-a-low-budget-web-series/

Страница сериала Silent Eye на Amazon https://www.amazon.com/You-Have-Been-Chosen/dp/B07F6R89L8/ref=sr_1_1?s=movies-tv&ie=UTF8&qid=1532298544&sr=1-1&keywords=%22You+have+been+chosen%22

Фильм “Третий контакт” на IMDB https://www.imdb.com/title/tt2059318/?ref_=fn_al_tt_1

Пост режиссера о съемках фильма “Третий контакт” https://momofilmfest.com/making-third-contact/

Mobile Motion Film Festival https://momofilmfest.com/

Facebook Comments