Индустрия мобильного кино

APPostles Головача — мобильный видео-арт

Мастер видео — арта, фотограф Серж Головач многие художественные работы снимет на iPhone. Вот и в проекте APPostlеs он использует свой iPhone 4 для фиксации фото и видеообразов. Ниже, мы предлагаем вам рецензию берлинского художественного критика Ирека Сулейманова посвященную презентации проекта Сержа на «Фотобиеннале-2014». 

В новом проекте APPostles Серж Головач переосмысливает канонические образы классического изобразительного искусства, давая свой ответ на вопрос о временной соотнесённости арт-объекта, его формы и артикулируемого им содержания с актуальными реалиями. Правомерно ли классическое сегодня, необходима ли модернизация классических образов, востребованы ли интерпретации библейских мотивов в хипстерской эпохе?

Вполне понятно, что традиционные представления о евангельских образах и ветхозаветных сюжетах, знакомых каждому хотя бы по иллюстрациям в школьных учебниках, несут в себе, скорее, отпечаток ренессансной эстетики Рафаэля, Леонардо, нежели художественные формы, реалии и данности библейских времен. Работы великих мастеров — такой же мейнстрим их времени. Это классическое содержание, вложенное в художественную оболочку, характерную для того или иного этапа развития искусства. Вопросом правомерности художественного высказывания на христианские мотивы современным данной арт-эпохе языком задавались многие. Свои оригинальные размышления представил зрителю и художник Головач.

Традиционно работая в большой форме фотографического искусства, он остается верен этому арт-направлению. При этом мастер экспериментирует с материалами и технологиями физической формы своего художественного высказывания. Следуя иконописным канонам, Головач использует дерево и особый способ нанесения изображения. Удивительным образом ему удалось создать свое экспериментальное, в чём-то футуристическое, видение современной «мирской» иконографии, которая сочетает в себе архаично-наивную и постидустриально-эргономичную формы.

Художник обращается к одному из ключевых традиционных сюжетов мирового изобразительного искусства: Тайная Вечеря. Осмысливая эпическую широту этого религиозного и культурологического артефакта, Головач раскладывает его по новым художественным и социальным векторам сегодняшней пространственно-временной системы координат. Кто они — эти апостолы? Кем были бы они в наше время, приди Спаситель сегодня на Землю? Для мастера это, прежде всего, сегодняшняя молодёжь. Разная. Противоречивая. Зачастую непонятная взрослому миру. Строящая свою реальность. Имеющая свои, как ей кажется, ценности. Выросшая и растущая в новых техноданностях хипст-эпохи интстаграм-времени, имеющая свои APPs. Это представители Apps–эпохи… И они уже не Апостолы, а APPостолы…

Внешний смысл Тайной Вечери автор облекает в новую форму, эквивалентную вечери прошлых времен. На смену хлебу и вину пришли дигитализированные артефакты. Новые APPostles преломляют не хлеба, они припадают к информационной и социальной общности посредством своих айфонов, андроидов и айпедов… Через Apps`ы они приобщаются к некой особой группе «посвящённых». Это даёт им ощущение сопричастности к чему-то, что отграничивает их от мира уходящего, от сусально закостенелого мира взрослых.

Формы артикуляции арт-объектов изменились, но суть осталась прежней. С работ Головача на нас смотрят те же смелые и умиротворённые, бунтующие и задумчивые, одухотворённые и не очень глаза… 2000 лет назад кто-то не побоялся пойти за Учителем и пронести через время и пространство Его новое учение, новые идеи. Кто-то это учение предал, и он тоже за столом. И за сегодняшним он тоже есть…

Автор текста: Ирек Сулейманов

Facebook Comments